Офисный комплект

Офисные приложения, с которыми постоянно сталкивается практически каждый сотрудник, и не только сотрудник – почти каждый пользователь компьютера, по праву считаются наиболее распространенными приложениями. Попробуем разобраться, чем отличаются они друг от друга на примере нескольких офисных продуктов, а также насколько рассматриваемые программы для ПК совместимы между собой

Офисные приложения, с которыми постоянно сталкивается практически каждый сотрудник, и не только сотрудник – почти каждый пользователь компьютера, по праву считаются наиболее распространенными приложениями. Текстовый редактор, электронные таблицы, реже – презентации, вот тот базовый набор, который имеется у большинства. В этих офисных пакетах есть много схожего, но есть и различия. Попробуем разобраться, чем отличаются они друг от друга на примере нескольких офисных продуктов, а также насколько рассматриваемые продукты совместимы между собой.

MS Office 2010

Не секрет, что одним из наиболее распространенных офисных продуктов является MS Office. Не будем вдаваться в причины этого явления, просто примем за основу для сравнения. В качестве первого элемента сравнения возьмем стабильность развития продукта. Кажется, совсем недавно появилась версия 2007, а уже выпущена новая – MS Office 2010. Хотя в основе своей эта версия очень похожа на свою предшественницу, она имеет целый ряд новых возможностей.

Как и прежние версии, MS Office предлагается в различной комплектации - от наиболее простой для домашнего использования, до мощных корпоративных пакетов. В домашние версии включены наиболее часто используемые программы – текстовый редактор, электронные таблицы, программа для подготовки презентаций, программа OneNote для ведения ваших записных книжек, а также почтовый клиент.

Первое отличие новой версии – новая процедура активации. Она теперь аналогична процедуре активации операционных систем Windows. Второе отличие, которое становится видимым после запуска любой из программ, входящих в этот комплект, это цвета интерфейса. Совершенно неожиданное изменение коснулось всплывающей инструментальной панели - размещение элементов управления в двух ее рядах изменено на противоположное – ряды поменялись местами и вначале это очень неудобно.

Но это те изменения, которые видны сразу. Есть более существенные новинки, в глаза не бросающиеся, но делающие работу более интересной. Вообще, следует отметить, что новые возможности, включенные в эту версию, направлены на расширение возможностей при работе с файлами, оформлении документов и совместной работе.

Изменился инструмент для работы с файлами. Теперь работа с ними выполняется через представление Microsoft Office Backstage, заменившее традиционное меню "Файл" во всех приложениях Office 2010. Это представление предназначено для централизованного управления документами, в том числе и для восстановления несохраненных версий. Изменение очень удобное – и в плане просмотра свойств документа, его сохранения, распечатки, отправки по электронной почте или преобразованию в формат PDF.

Совместная работа с документами может выполняться либо при развернутом в организации SharePoint, либо, если офисные программы используются для личных целей или в небольших компаниях, с помощью учетной записи службы Windows Live. Что дает совместная работа? Несколько пользователей могут одновременно работать с одним и тем же документом, при этом каждый будет знать, какие изменения вносит тот или иной пользователь, а для исключения конфликтов во время внесения изменений можно заблокировать редактируемую часть.

Добавлены новые инструменты для обработки изображений непосредственно из программы, в которой выполняется работа над документом. Здесь следует обратить внимание на то, что новые эффекты работают в том случае, если вы сохраняете документ в основном формате этой программы. Что же интересного в обработке изображений появилось в этой версии? Эффектный инструмент – удаление фона, выполняется буквально в один клик. Множество предустановленных вариантов оформления рисунка, наложение художественных эффектов, удобное изменение яркости, цветности, резкости. Рисунок можно преобразовать в элемент SmartArt и использовать уже готовое представление.

Расширились и возможности работы с текстом – к нему также можно применять все обработки, которые были раньше доступны только для элементов SmartArt (теперь можно добавлять тень, свечение, отражение). С помощью контекстного меню очень легко выполнять поиск синонимов, выполнять перевод слова или всего текста. Улучшился предварительный просмотр того, как будет выглядеть слово, абзац или иной элемент документа при смене стиля или формата. Расширились возможности выбора варианта вставки – теперь можно выполнять вставку не только с тем форматом, который имеет копируемый текст, но и сбрасывать форматирование при вставке, либо применять текущее форматирование.

При работе с большими документами существенную помощь окажет новая панель управления – "область навигации". С ее помощью можно быстро перемещаться по заголовкам, которые есть в тексте, либо по страницам (как это уже было в PowerPoint).

Добавлены новые возможности и в другие продукты. Так, в Excel теперь появилась возможность создания так называемых "инфокривых" – небольших диаграмм, которые помещаются в ячейку рядом с текстом. Для обработки сводных таблиц с помощью надстройки PowerPivot можно использовать новый способ фильтрации, который называется "срезы". Это удобные в использовании компоненты фильтрации с набором кнопок, позволяющих быстро выполнять фильтрацию данных в отчетах сводных таблиц без использования раскрывающихся списков для поиска элементов, которые нужно отфильтровать. Эта надстройка может обрабатывать таблицы, включающие миллионы строк. А 64-разрядная версия электронных таблиц обеспечивает работу с объемами данных, превышающими 2 Гб.

Не стал исключением по новинкам и PowerPoint. Одно из новшеств – удобная работа с видео, которое можно теперь редактировать непосредственно из программы, добавлять эффекты исчезания и форматирования, делать закладки на сцены и выполнять монтаж. Для смены слайдов добавились динамичные объемные эффекты и новые эффекты анимации.

Есть в составе MS Office еще один продукт, который не входит в состав начальных комплектов для работы дома или учебы, но заслуживает того, чтобы о нем сказать несколько слов. Это - Microsoft OneNote 2010. OneNote позволяет создавать текстовые, графические, видео- и аудиозаметки, предоставлять общий доступ к своим записным книжкам, создавать и изменять заметки одновременно с пользователями, которые находятся в других местах, или просто синхронизировать данные и поддерживать их актуальность.

Новая возможность "Связанные заметки", появившаяся в последней версии, позволяет делать заметки при работе в Microsoft Word 2010, Microsoft PowerPoint 2010 или Microsoft Internet Explorer. Программа предоставляет ссылку на то место исходного документа, которое вы просматривали при добавлении заметки.

В составе MS Office 2010 есть и еще один продукт, превратившийся за время существования продукта в расширенное средство коммуникации – это PIM-приложение MS Outlook. В текущем своем виде оно представляет собой интегрированный с веб-сервисами (социальными сетями, IM-сервисами) почтовый клиент, поддерживающий функции тайм-менеджмента. В нем есть возможность вывести всю информацию о контакте в единое окно, где отображается его аватар, все необходимые контакты, статусы и обновления, а также, что самое главное, объединенная история всей переписки в соответствующих веб-службах. Максимально его потенциал раскрывается при работе на MS Exchange 2010, почтовом сервере, поддерживающем расширенные функции управления почтой (благодаря ему в Outlook есть возможность определения, доступен ли адресат письма при отправке ему сообщения, автоматического добавления записей о встрече в календарь из писем, сквозной поиск по письмам и вложениям, сортировка сообщения в виде групп).

OpenOffice.org v.3.2.1

OpenOffice.org – это бесплатный, общедоступный пакет офисных программ для различных операционных систем – как Windows, так и Linux и MacOS X (в России поставляется в составе «Свободного офиса» в сотрудничестве 1С и AltLinux). В комплект продукта, помимо редактора, программы для работы с таблицами и создания презентаций, включены программы для работы с базами данных, с изображениями, с математическими формулами. Пакет поставляется единым дистрибутивом, имеет качественную документацию и русский интерфейс. В интерфейсе есть динамические панели, панель задач, группирующая наиболее нужные инструменты, удобные меню и пиктограммы. Удобный навигатор, пожалуй, более удобен, чем аналог в MS Office.

Свободно распространяемый офисный пакет также находится в постоянном развитии. Вот и последняя версия его, вышедшая в августе этого года, содержит целый ряд дополнений и улучшений. И первое, что хотелось бы отметить – улучшена совместимость с файлами MS Office, поддерживаются все его последние форматы.

Изменения коснулись и интерфейса – появились новые иконки для файлов документов. Но переход с меню на ленту, как это сделано в MS Office, не состоялся. По мнению разработчиков, такой переход потребует дополнительных усилий пользователей для привыкания к новому расположению элементов управления.

Есть возможность добавлять к тексту тень, свечение, отражение, делать его контурным, использовать иные текстовые эффекты. В отличие от предыдущего, позволяет широко применять в текстовых документах математические формулы. В любом месте текстового документа можно воспользоваться всеми функциями электронной таблицы. Реализована поддержка сохранения файлов в PDF-формате. Неплохо отработало и сохранение в HTML-формате – "мусора" в полученном тексте почти нет. В последней версии добавлена команда "Вставка из веба", копирующая из буфера обмена содержание HTML-страниц с одновременной загрузкой изображений.

Интересно реализована работа с версиями документа. Если включить функцию сохранения версий, то они будут сохраняться либо вручную, либо при закрытии документа и храниться внутри одного файла. Каждой версии может быть добавлен комментарий и их можно просматривать и сравнивать в произвольном порядке. Ограничений на количество версий не устанавливается.

Электронные таблицы OpenOffice.org похожи на MS Excel предыдущих версий. В них поддерживаются все основные возможности, но новинки, появившиеся в Excel 2007/2010 в OpenOffice.org Calc пока отсутствуют.

Corel WordPerfect Office X5

Corel WordPerfect Office X5 – один из немногих офисных продуктов, которые развиваются не в след за MS Office, а своим собственным путем развития, при этом, не забывая о том, что все же его конкурент является лидером. Поэтому необходимо иметь возможность как работы с документами в формате MS Office, так и возможность сохранения данных в его формате.

В состав этого офисного пакета помимо основных программ для работы с текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями включены и иные приложения.

WordPerfect Office X5 поддерживает более 60 типов файлов, включая форматы Microsoft Office, а также интегрирован с SharePoint Server. Кроме того, в нем появилась обновленная версия почтового клиента и календаря, а также новые инструменты для работы с PDF-файлами и примечаниями. В него в качестве дополнительных компонент входят почтовый клиент Thunderbird, браузер Firefox, цифровой блокнот WordPerfect Lightning, модуль поддержки SharePoint Server.

По своим возможностям электронные таблицы Quattro Pro соответствуют уровню MS Office XP, и пока не предполагается их ускоренное развитие. Зато существенное преимущество перед MS Word имеют таблицы, реализованные непосредственно в текстовом редакторе WordPerfect. В MS Word аналогичные возможности доступны лишь с помощью использования таблиц, импортированных из MS Excel.

Пакет для работы с презентациями также не дотягивает до последних возможностей PowerPoint, хотя и имеет свои плюсы – к ним можно отнести интегрированную в него программу для работы с изображениями. В то же время эти программы могут быть использованы для импорта файлов MS Office 2010 и дальнейшей работы с ними.

Большим плюсом офисного пакета является его интеграция с MS Office SharePoint, что позволяет использовать его параллельно с офисом от Miscrosoft. Причем интерфейс для работы с SharePoint интегрирован в продукты WordPerfect и не требует дополнительного браузера.

И очень важная возможность – полноценная работа с PDF-файлами: в WordPerfect можно импортировать PDF-файлы и преобразовывать их в редактируемые документы. Это мощная и эффективная функция при работе с несложными PDF-файлами (хотя имеются и ограничения, включая работу с графическими изображениями).

Самым развитым продуктом в WordPerfect Office является текстовый редактор. У него есть ряд возможностей, которые отсутствуют в MS Word (что вполне нормально, все же это продукты различных разработчиков). Для тех, кто привык работать в Word и других программах, имеется возможность изменения интерфейса программ на вид, сходный с прежними (до появления ленты) версиями программ из состава MS Office. Очень неплохо выполнена справочная система, но, к сожалению, в пробной версии она есть только на английском языке.

Итоги

Каждый из рассмотренных офисных пакетов имеет как свои преимущества, так и недостатки. Преимущества MS Office в его широкой распространенности, наличии клиентских и серверных программ, возможности выбора набора программ, наиболее подходящего для решения именно ваших задач, а также в реализации мощного коммуникационного приложения MS Outlook, аналогов которого нет ни у одного другого офисного пакета.

Преимущества OpenOffice.org состоят в его бесплатности и в кроссплатформенности, в наличии качественной документации, поддержке международных стандартов хранения документов. В составе "Свободный офис. Выпуск 7", в который включен дополнительный набор программ, фигурирует OpenOffice.org. Это позволяет легализовать использование СПО в корпоративном секторе за небольшую плату.WordPerfect Office интересен своими возможностями, отсутствующими в других рассмотренных пакетах, поддержкой работы с PDF-файлами и другими функциями.

Если рассматривать вышеописанные продукты с позиции корпоративного пользователя, то, несомненно, в выигрыше сегодня оказывается продукт от Microsoft в силу длительного существования на рынке в виде де-факто стандарта для деловых офисных пакетов, трансформировавшихся позже в productivity-пакеты. Это решение интегрируется со всеми остальными продуктами Microsoft – почтовым сервером, операционными системами, системами управления контентом, что дает возможность стандартиризации управления ПО в условиях организации. «Свободный офис. Выпуск 7», издающийся в России под маркой 1С:Дистрибьюция, интересен тем, что компания может использовать открытый код продукта для создания специализированных для себя решений, в том числе, и для встраивания его в существующую корпоративную систему. Кроме того, в контексте будущего перехода госорганов на СПО подобные решения становятся практически безальтернативными.

WordPerfect от Corel больше подходит домашним пользователям и сегменту SOHO, который психологически не готов платить большие деньги за офисный пакет от Microsoft и тем более, использовать open source.

MS Office 2010 MS Office 2010 MS Office 2010 MS Office 2010 MS Office 2010 MS Office 2010 MS Office 2010 MS Office 2010 MS Office 2010

Все эти офисные продукты можно приобрести у партнеров 1Cофт.

Михаил Абрамзон

Все права защищены. По вопросам использования статьи обращайтесь к администраторам сайта